?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Обмен

Вчера соседка подарила корзину яблок с дачи. А я в ответ тоже попросила выручить и отдала начатый арбуз, куплен был дорого, он был в сеточке, и я думала, он красный-сахарный, а он оказался внутри ярко-желтый, т.е. другой сорт, а на вкус обычный. Пробовали такие?
И в связи с этим обменом вспомнила я, что читала. Торговля началась с обмена подарками. Рассказывают про чукчу, который, встретив незнакомца, протягивал ему связку шкур на кончике копья, а в другой руке наготове держал нож – на всякий случай. Подарок не должен был быть равноценным – когда равноценный – это уже торговля, а пока важен только факт подарка.

Comments

( 29 comments — Leave a comment )
juliya_lambert
Sep. 4th, 2019 05:36 am (UTC)
Взяла соседка арбуз то?
abyssal_being
Sep. 5th, 2019 05:40 am (UTC)
))) Взяла, с благодарностью! )) Так-то, у нее яблоки бесплатные, пропадают на даче, а арбуз необычного сорта - дорогая покупка, он в пять раз дороже. И сразу не сообразишь, чем немедленно отдарить - много ли в холодильнике подходящих для этого продуктов? ))
seregalab
Sep. 4th, 2019 07:28 am (UTC)
Я все таки красные арбузы люблю.
abyssal_being
Sep. 5th, 2019 05:41 am (UTC)
))) Конечно!! Как оказалось, и я тоже.
scholarpunk
Sep. 4th, 2019 12:15 pm (UTC)
При первобытно-общинном строе там с подарками было все намного сложнее...Но эт внутриплеменное. И ни в ком случае не равноценными!
Все чужие - по определению враги были, с ними только обмен.
Там да, равноценно (хотя наколоть супостатов - считалось доблестью). Вот каждый отдавал то, что считал менее ценным за "более ценное" - и оба в результате довольные расходились,

Ну или когда друг друга попереушибливать никак нежелательно было, то тогда чисто из топыренья пальцов - "подарками" обменивались.

С того торговля и началась.

Ну а потом порою взаимовыгодно становилось - как казаки в Сибири, которые "чукоч немирных" триста лет никак завоевать не могли, несмотря на наличие огнестрела (потому как те были настолько крутые, что все остальные народности "под шконкою" держали, за людей не читая - даже самоназвание у низ в переводе было НАСТОЯЩИЕ ЛЮДИ, ни и русских еще называли ТОЖЕ ЛЮДИ, потому как у них огнестрел, металлическое оружие невменяемый ндрав [другие в сибирь не попадали - Ермаку, полагаю, Кортес был бы на один зуб, если чо], а у самих военное дело с подготовкой поставлено было страшнее, чем в Шаолине - вплоть до доспехов костяных по 30-40 килограмм весом с "крыльями" заместо щитов, жуткой мощности луки, и "пальмы" - по сути дела нагинаты).


Вот, только тут слева копье неправильное нарисовано, не делали они таких. И "пальма"
справа - тоже непохожа...

Ну и вот чукчи меняли дешевые пушные шкурки (зачастую отбираемые у всяких оленных коряком и прочих унтерменшей) на драгоценные железяки, позволявшие апгрейдить пальмы, ножи, наконечники стрел и даже пластины ламеллярных доспехов немношк (хотя это вообще дорого и переводняк!)

А казаки, не будь дурни, этот обмен подарками "ясаком" объявили, штобы московские туповласти не возмущались. Тем более что "...именно чукотский беспредел привел к тому, что коряки, ительмены и юкагиры с радостью и облегчением приняли русское подданство и ходили вместе с русскими в походы на чукчей". Но хрен там!.. С ними только совеццкая власть справилась - тупо их СПОИЛА (алкогольдегидрогеназа-то у большинства азиатов слабенькая - тысячи лет бухалова в анамнезе не было, чтобы приспособиццо).

Или как в северной америке, когда гордым индейцам зараженные оспой одеяла понадаривали...

А так очень рекомендую почитать книжку с картинками Нефёдкина "Военное дело чукчей" - так-то монография-монографией, а читается интересней большинства художественных книжек.
abyssal_being
Sep. 5th, 2019 06:24 am (UTC)
Саш, я в восторге от этого комментария!! Спасибо тебе большое, столько интересного рассказал.
Моя информация о чукчах – от Леви-Стросса, этнографа начала 20 века, всё еще его перевожу. Наверное, он это узнал от другого первопроходца, который был без огнестрела и у которого был более мирный вид. )))
«И ни в ком случае не равноценными!» - не поняла. Может быть, наоборот? Потому что, чем древнее, тем более неравноценным мог быть обмен – чисто по логике. Уже к середине прошлого столетия чукчи, наверное, научились равноценному обмену. «Вот каждый отдавал то, что считал менее ценным за "более ценное" - и оба в результате довольные расходились,» - Это явно современный подход, как будто экономист писал. А тогда мысль была только задобрить, как богов. – Как же можно веточку с земли поднять и подарить?!
Дальше все исключительно интересно.
«Люди» - такое самоназвание у всех примитивных народов бытует. ))
Мне пришло в голову, такие воинственные чукчи (неожиданно!!) – не родственники ли они американским индейцам? Даже вроде внешне похожи. Переселение гоминид шло из Африки в Европу, из Чукотки по перешейку на Аляску, в Канаде ведь свои индейцы были, и расселились до юга Америки? А в Австралию, пишут, по льду перешли?
А ясак это что, если не обмен?
Жуткая практика про оспенная одеяла.
scholarpunk
Sep. 5th, 2019 07:04 pm (UTC)
Не, какое там равноценное!.. Просто разными разное по-разному ценилось, да.

А так-то у первобытно-общинных практика обязательных подарков была внутриплеменных была, там ужос кащмара вообще.

И потом, каких богов, каких задобрить? Чукчи были страшнейшие расисты - не, ну действительно, если один вооруженный обмундированный чукча стоил в бою пяти оленных коряков... Да они ко всем соседним народам примерно вот так относились.

Но патамушта добрыми, в принципе, были (никаких пыток, женщин, детей всегда щадили, поверженного врага не трогали - ну, если тот сам не просил, у них менталитет у самих был такой, что ежели в бою проиграл, то от позору сам мог попросить, штобы добили). В отличие от эскимосов, кстати. Эти зверюги такие были... Женщин, детей пытали, выбивали все население захваченных объектов под корень... Хуже, пожалуй, только ветхозаветные евреи были.

Вон, почитай Джека Лондона "Потерявший лицо" - доподлинная правда написана!

Но, стати, эскимосов чукчи тоже потихоньку щемили, набегали периодически на лодках...


И что за "примитивные народы"?

"Люди" - это у них "оравэтԓьэт" (в единственном числе — оравэтԓьэн),а они себя называли "НАСТОЯЩИЕ ЛЮДИ" - ԓыгъоравэтԓьэт [ɬəɣʔoráwətɬʔǝt] (в единственном числе — ԓыгъоравэтԓьэн [ɬəɣʔoráwətɬʔǝn], вслух произносиццо примерно как луораветлан).

Ясак же - это "дань" в переводе.

Вот на Нефёдкина юе я ссывку давал, читается - куда там майнриду с жюльверном!..
abyssal_being
Sep. 6th, 2019 06:21 am (UTC)
Всё это для меня большая неожиданность - что северные народы так враждовали. Нет, я сразу чувствую, что Нефедкин не по моим слабым нервам, у меня "все клетки нервные". А Лондона почитаю.
Дань. Я о ней и не вспомнила, пока с обменом подарками разбиралась. Тут про обмен яблок на арбуз сказали, что можно и без отдарка, и порешили, что можно отплатить услугами, а тут можно отплатить еще и непричинением зла.
В каком возрасте ты так много про северные народы читал?
scholarpunk
Sep. 6th, 2019 09:54 am (UTC)
Вот Лондона лучше не надо тогда. "Смакует пытки", вот это всё...

У Нефёдкина совершенно академически всё, без никакого надрыву. Ну, как в японии про самураев, да. Хотя тоже зверьё непотребное были... В отличие от чукоч.

А в каком возрасте... Ну в молодости так чуть-чуть, и то про первобытных - "Листы каменной книги", такое вот штото. И в основном Нефедкиным мои знания и исчервываются. А этого уже лет в 25-28, наверное... Впрочем, у меня с памятью проблемы. Одни ватные куски разорванные - а в целом, как и не жил...

Edited at 2019-09-06 09:58 am (UTC)
abyssal_being
Sep. 9th, 2019 06:09 am (UTC)
Красиво называется - "Листы каменной книги".
)))) Про статью не сознался. А ведь точно твоя!! (Следующий твой коммент прочитала - не твоя, ладно).
Про память - да ведь это хорошо!! Это значит, мозг способен запоминать новое! И, кстати, твои болезни в прошлом забыть - это просто отлично.

Edited at 2019-09-09 06:11 am (UTC)
scholarpunk
Sep. 9th, 2019 04:29 pm (UTC)
> Про память - да ведь это хорошо!! Это значит, мозг способен запоминать новое! И,

Не способен!.. вот есть туча слов английских, котортые счмотрю каждлый раз, когда в стаьях наталкиваюсь - уже запомнил, блин, как близких знакомых, а смысел по-прежнему смутен, ибо постоянно забываю! Ауфышиду, например, и еще апра-тройка подобного - щас не вспомню.

> кстати, твои болезни в прошлом забыть - это просто отлично.

Угу.

Хорошо тому живется, у кого одна нога!
И штанина не порвется, и не надо сапога!.. (ц)
abyssal_being
Sep. 10th, 2019 06:24 am (UTC)
)) Смешно про сапог. Но ведь правда. нет худа без добра.
Смысл термина не запоминается - значит, не попалась еще с его участием фраза, которую очень захотелось бы понять во всех тонкостях!
scholarpunk
Sep. 10th, 2019 11:06 pm (UTC)
Фразы попадались регулярно! Более того, статьи с ними переводил неоднократно!



feasible ['fi:zəb(ə)l] прил. | Webster | фразы
общ. возможный; вероятный; правдоподобный; оправданный; обоснованный; реалистичный (Georgy Moiseenko); осуществимый (о замысле, плане и т. п.); удобоисполнимый (Anglophile); физически осуществимый; пригодный; экономически целесообразный; исполнимый; под силу (Ремедиос_П)
бизн. подходящий; годный; эффективный в практическом плане (Alex_Odeychuk)
вчт. целесообразный
дип. подходя
косм. возможно
Макаров. посильный; реализуемый
мат. допустимый; практически возможный
прогр. приемлемый (ssn)
стр. выполнимый (напр. о строительном проекте)
уст. сбыточный; статочный
эк. практически осуществимый; реальный; целесообразный к реализации (Рассмотренные варианты добычи углеводородов могут оказаться целесообразными к реализации = Examined options for liquid hydrocarbons production could be feasible. Andrissimo); достижимый

abyssal_being
Sep. 11th, 2019 06:20 am (UTC)
Это я понимаю, что значений множество, и надо выбрать.
)) сегодня, кстати, в философском клубе лекция на тему "Как выбирать" - не хочешь поинтересоваться? )))))))))) Вдруг выбор жизненного пути и нужного оттенка значения как-то связаны?
Я feasible запомнила как "правдоподобный" - и дальше по контексту сама додумываю синоним
scholarpunk
Sep. 11th, 2019 11:08 am (UTC)
Не, скорее, "возможный" и "достижимый"...
abyssal_being
Sep. 20th, 2019 07:48 am (UTC)
Тебе просила передать моя замечательная подруга y-xylu:
"Про остальное мыслей нет, потому что зачиталась твоей беседой выше с очень интересным пользователем. Супер! Мне самой неудобно, передай ему респект. :)))"
(Anonymous)
Sep. 20th, 2019 10:03 am (UTC)
Спасибо, Мариша!
abyssal_being
Sep. 6th, 2019 06:33 am (UTC)
Я прочитала эту статью в Википедии. Гашеку верю сразу и безоговорочно.
Скажи, а это не ты сам эту статью написал (вслед за Нефедкиным)? Сужу по фарсовой орфографии "кагбэ намекая нам, что". Если сам, спасибо тебе за нее большое. На английский ее не перевел? Надо бы. Кстати, я не знаю, как в Википедии сделать, чтобы не самостоятельная статья на английском появилась, а в этой же статье при наведении на "Языки" появлялась ее версия на английском. Я бы даже взялась ее перевести, тебе же некогда. ты наукой занят, но фарсовую орфографию на английском никак не воспроизведу, это уж ты сам.
scholarpunk
Sep. 6th, 2019 09:49 am (UTC)
Нет, не я. а по поводу "фарсовой орфографии" - это ж Lurkmore, там кащенитья в авторах чуть более чем 146%.

Так что к статье отношения не имею совершенно никакого. А так - разве что на зарождение общей стилистики еще в FIDO влияние оказал.

Тем более буржуи не поймут-с. У них свои принципы фарсовой арфа-графеи...

Ну и в википедии, наверняка, много всякого про эскимосов. Но не люблю я их. Твари были большие, лет двести назад... Да и северно-американские индейцы - по-разному очень разные племена. Но в целом - ничего хорошего. А уж в южной америке - там ваапшче аццкий адъ понейший! Даже так вот на европейцев ругаццо не так сильно хочется. Как и в африке, кстати. Действительно чудищщя полнейшие были, и по поводу рабства - сами товарищи вожди своих соплеменников массово продавали за блестючие побрякушки. И никаких рабов отлавливать не надо было...




ЗЫ. А некоторым слабовосприимичивым для упрощения понимания мелодии - вот кавер пианиновый! Ну, там с гитаркой и барабаном ещё немношк.




abyssal_being
Sep. 9th, 2019 06:16 am (UTC)
" сами товарищи вожди своих соплеменников массово продавали за блестючие побрякушки. И никаких рабов отлавливать не надо было..."
Ах, вот как было! Значит, в Америку перевезли тех, кто уже привык к рабству! Потому что на корабле бунт устроить плевое дело, когда черных, хоть и прикованных, намного больше, чем белых. Хоть за ногу схватить того, кто будет из их среды мертвого доставать
abrakadabra4
Sep. 4th, 2019 02:27 pm (UTC)
Нет, желтого арбуза пробовать не доводилось, только желтые помидоры )))
abyssal_being
Sep. 5th, 2019 05:42 am (UTC)
)))) А тоже, кстати, не сильно вкус отличается!!
tanafi
Sep. 5th, 2019 12:44 am (UTC)
Наверное подарок одет без отдарка)
abyssal_being
Sep. 5th, 2019 05:42 am (UTC)
))) Тогда надо отдаривать услугами, да? )))
tanafi
Sep. 5th, 2019 09:24 am (UTC)
Не заню)
Может отдарить, но не сразу)
abyssal_being
Sep. 6th, 2019 06:48 am (UTC)
))) Да! Есть такая практика! И она укрепляет дружбу! Хотя, когда дружба еще в самом зачатке, надо сразу. ))
y_xylu
Sep. 19th, 2019 11:17 am (UTC)
Жёлтый арбуз пробовала, арбуз как арбуз, только цвет непривычный.
Про остальное мыслей нет, потому что зачиталась твоей беседой выше с очень интересным пользователем. Супер! Мне самой неудобно, передай ему респект. :)))
abyssal_being
Sep. 20th, 2019 07:44 am (UTC)
)))))) желтый вроде даже хуже. не такой сочный и сладкий, хотя у меня огромный был.
Руспект с удовольствием! да ты сама тоже!
y_xylu
Sep. 20th, 2019 10:07 am (UTC)
Тут же как и с обычным арбузом - как повезёт. )))
Хотя на нашем юге и в Испании обычно всегда везёт, а вот в Москве в супермаркете можно купить и неудачный.
Вижу, что передала - спасибо! Меня ЖЖ подвёл, иногда не опознаёт, а я не проверила, опубликовал как анонима. )))
( 29 comments — Leave a comment )